Суббота, 23.11.2024, 03:53
Главная
Регистрация
Вход
--
Приветствую Вас Путник | RSS
[ Новые сообщения · Участники · Правила форума · Поиск · RSS ]
  • Страница 1 из 1
  • 1
Метаорганизм. Астральный план. Ментальный план
DeathManДата: Среда, 18.05.2011, 18:16 | Сообщение # 1
Магистр двух миров
Группа: Одмин
Сообщений: 250
Награды: 5
Репутация: 4
Статус: Не тут
Награды
За 50 Сообщений За 100 Сообщений За 150 Сообщений
Астральное тело.

В то время как эфирное тело рассматривается многими авторами как часть физического мира, астральное тело лежит за пределами физического мира. Так, согласно А. Безант [Безант, Анни. Человек и его тела.], местом локализации его является астральный план – сфера бытия, не являющаяся частью физического мира и лишь частично в него проникающая. Если эфирное тело представляет собой точную копию тела физического, то астральное тело представляет собой облако подвижной материи, цвет которой отражает эмоциональное состояние субъекта.

Основной характеристикой астрального тела является принадлежность астральной материи эмоциональных образований. Говоря об астральном теле, исследователи иногда используют понятие «тело эмоций» в качестве его синонима.

Астральная субстанция, будучи индикатором эмоционального состояния своего носителя, отличается большой изменчивостью цвета, однако в её структуре можно выделить сгустки энергии, отражающие эмоциональные состояния, в наибольшей степени присущие владельцу тела. Данные сгустки отражают предрасположенность к переживанию того или иного вида эмоций. Находясь в латентном состоянии, под действием гомологичного импульса, энергетические сгустки могут активизироваться, и определять характер ведущего эмоционального состояния. Таким образом, сгустки астральной энергии отражают типичные способы реагирования субъекта на внешние стимулы.

Отличительной характеристикой астрального тела человека, отличающей его от эмоционального субстрата животных, является тесное переплетение его с ментальным телом, или телом мысли, о котором подробно будет сказано выше. Так, рассматривая функции астрального тела, Рамачарака [Рамачарака. Путь миросозерцания индийских йогов. ] говорит о так называемом инстинктивном уме, являющемся вместилищем страстей и эмоций, и в то же время находящегося в тесном соприкосновении с разумом. Результатом соприкосновения разума и инстинктивного ума является формирование в последнем автоматических реакций – навыков, реализация которых происходит без участия контроля со стороны разума. Изначально освоение нового действия происходит с участием ментального тела, рассматриваемого Рамачаракой как интеллект. Затем вырабатывается автоматическая реакция, и контроль поведенческого акта осуществляется астральным телом.

Рассматривая сгустки астральной энергии как субстрат типичных способов реагирования субъекта на определённый круг ситуаций, необходимо упомянуть теорию установки Д. Н. Узнадзе [Ярошевский, М. Г. История психологии]. Узнадзе, рассматривая поведение личности, выделяет в нём два уровня. Астральному плану соответствует импульсивный уровень поведения, регулируемый установкой, возникающей при возникновении определённого типа потребности в некоторой ситуации. Вышележащий уровень, или уровень объективации, предполагающий осознание субъектом ситуации и вознесение над ней, сопоставим, на наш взгляд, с ментальным планом.

«Опосредованность» астрального тела ментальными образованиями играет важную роль при построении так называемой «ментальной защиты» от взаимодействий, реализуемых на уровне астрального плана. Характеризуя методы психологической защиты от астральных нападений, В Данченко [Данченко. Принципы современной психической защиты] рассматривает в качестве универсального средства защиты внутреннюю убеждённость в неспособности агрессора нанести вред.

Также, рассматривая функции и проявления астрального проводника ряд авторов [Ледбитер, астр. план, Безант] отмечает, что астральное тело отделяется во время сна от тела физического. Опираясь на данный тезис, мы можем говорить о сновидениях как о феноменах астрального плана и экстраполировать на астральный план феномены, описанные в рамках психоаналитической традиции. Согласно З. Фрейду [Фрейд, З. О психоанализе.], психологической функцией сновидений является удовлетворение желаний в символической форме при отсутствии возможности его удовлетворения наяву.

Продолжая рассматривать психоаналитические феномены как проявления астральной субстанции, мы можем рассмотреть динамическую концепцию З. Фрейда Согласно данной концепции, основой активности субъекта является совокупность инстинктивных побуждений, локализованных в области бессознательного. Одной из характеристик инстинкта является стимул – количество энергии, необходимое для его удовлетворения. К феноменам, связанным с энергетическими процессами, относятся катексис, или фиксация энергии на каком-либо объекте, а также катарсис – разрядка энергии. Фиксацию энергии на каком-либо объекте можно рассматривать, на наш взгляд, как образование астрального сгустка либо мыслеформы, астральным компонентом которой является энергетический разряд. На астральную природу бессознательных структур, описываемых Фрейдом указывает также Шри Ауробиндо, сопоставляя их с подсознательным уровнем низшего витала [Ауробиндо, Шри. Основы йоги]

Важную роль в психодинамической концепции играет феномен сублимации. Рассматриваемый в энергетическом аспекте, данный феномен представляет собой смещение энергии с одного объекта на другой. Более подробное рассмотрение данного феномена требует включения в сферу рассмотрения ментальных структур, о чём пойдёт речь в следующей главе.

Ментальное тело.

Ментальное тело, или тело разума, представляет собой светящуюся субстанцию ярко-жёлтого цвета [Безант, Анни. Человек и его тела]. Основной функцией ментального тела является процесс мышления, рассматриваемый как движение энергий внутри ментального тела [].

Так же как и в астральном теле, в теле ментальном можно обнаружить энергетические сгустки, получившие название мыслеформ. Под мыслеформами в теософской литературе понимаются энергетические образования, отражающие убеждения и устойчивые мысли субъекта [].

Важно отметить, что характеристики мыслеформ, регистрируемые при помощи ясновидения, отражают свойства смысловых образований, соответствующих мыслеформам. Так, качество мысли
соответствует цвету[1] мыслеформы, природа мысли – форме, а определённость мысли – ясности её очертания. [Ледбитер, Ч., Безант, А. Мыслеформы].

Соответствие ясности мыслеформы с одной стороны и её определённости с другой позволяет нам ещё раз рассмотреть вопрос о соотношении сознания и бессознательного на астроментальном уровне. «Фокус сознания», или центральная его часть, представляет собой область ментального тела, включающую в себя мыслеформы, имеющие наиболее очерченный вид, в от время как «периферия сознания», содержания которой менее отчетливы, представляет собой область с менее очерченными и более аморфными мыслеобразами.

Рассмотрение мыслеформы как астроментальной структуры, астральным компонентом которой является сгусток энергии желания, позволяет нам говорить о феномене сублимации как о взаимодействии астральных и ментальных структур.

Ж. Лакан [Реале, Антисери. Западная философия от истоков до наших дней] в рамках структурного психоанализа говорит о психоаналитических символах как о продуктах символизации бессознательных потребностей. Воплощение бессознательного содержания предполагает, по Лакану, его кодификацию в грамматической структуре, понимаемой как порядок культуры, внеположенный по отношению к субъекту. Процесс воплощения бессознательного содержания в сновидениях сравнивается Лаканом с составлением иероглифического текста, кодификация и дешифровка которого осуществляются в соответствии со специфическими логическими принципами.

Рассматривая подход Лакана, мы можем сопоставить сферу биологических потребностей с астральным планом, а культурно обусловленные символические системы - с планом ментальным[2]. При этом феномен сублимации может быть рассмотрен нами как передача энергетического импульса от одной мыслеформы к другой, сопровождающаяся на ментальном уровне процессом метафорического переноса.

Понятие мыслеформы, употребляемое в контексте описания ментального плана, сопоставимо, на наш взгляд, с понятием когниции. В теории когнитивного диссонанса Л. Фестингера [Фестингер, Л. Введение в теорию диссонанса.] под когницией понимается любое знание субъекта относительно себя, своего поведения или свойств окружающего мира.

Согласно Фестингеру, между релевантными когнициями возможно существование двух типов взаимоотношений. Логическим соответствием, или консонансом, называются отношения, при которых из когниции X следует когниция Y; тип отношений, при котором из когниции X следует не-Y, называется когнитивным диссонансом.

Установление между когнициями логических отношений позволяет нам рассматривать в качестве функции ментального тела мышление абстрактно-логическое, т.е. форму мышления, предполагающую целенаправленное, опосредованное и обобщённое отражение человеком свойств вещей. Единицей такого мышления является понятие – мысль, отражающая общие и существенные свойства предметов и явлений.

Оперирование понятиями в процессе абстрактно-логического мышления предполагает совершение над ними логических операций. К логическим операциям относятся операции анализа, синтеза, индукции, дедукции, сравнения, обобщения и некоторые другие []. [ЧаВо, ¿Подводный?] рассматривают процесс функционирования ментального тела человека при совершении логических операций. Анализ рассматривается как разделение крупной мыслеформы на более мелкие, синтез же, напротив, представляет собой объединение мыслеформ в более крупные. При этом логические операции осуществляются при помощи других мыслеформ ментального тела, отражающих правила, в соответствии с которыми осуществляются логические операции. Таким образом, определение понятия можно считать релевантным определению мыслеформы.

Некоторые авторы отмечают, что мыслеформы, являясь образованиями ментального плана, могут одновременно принадлежать плану астральному. Как отмечают Ч. Ледбитер и А Безант, формы, порождаемые колебаниями, сопровождающими процесс мышления, представляют собой сгустки «астральной или ментальной материи, оживлённые монадической сущностью на стадии одного из элементальных царств». При этом к мыслеформам относятся как оформленные ментальные конструкции (например, образ картины, создаваемый художником), так и структуры, представляющие собой порождения эмоционального характера.

А. Г. Свияш [Свияш, А. Г. Разумный мир] пишет, что если отношение к объекту имеет тенденцию проявляться в виде эмоций, то соответствующая ему мыслеформа имеет презентацию как на астральном, так и на ментальном планах. Если же убеждения не сопровождаются эмоциями, то соответствующие им мыслеформы полностью принадлежат плану ментальному.

Рассмотрение ментального тела как системы понятий позволяет нам говорить о взаимодействии астрального и ментального тел как об опосредовании астрального тела ментальным. Л. С. Выготский [Выготский, Л. С. Проблемы развития ВПФ], рассматривая соотношение натуральных, или непосредственных психических функций, и высших функций, отмечает, что последние носят опосредованный характер, произвольны по функционированию и социальны по происхождению. Процесс формирования высших психических функций связывается Л. С. Выготским с усвоением субъектом системы значений в процессе общественно-исторического развития. Рассматривая соотношение мышления и речи, Л. С Выготский отмечает, что на определённом этапе онтогенеза происходит переплетение линий развития и мыслительные операции становятся опосредованными системами значений [Выготский Л. С. Мышление и речь]. При этом объединение функций мышления и речи через значение приводит к трансформации всех психических функций и поведенческих актов, приобретающих произвольный и опосредованный характер [Выготский Л. С. Проблемы развития ВПФ].

Сопоставление данных подходов позволяет нам говорить о том, что спецификой астрального тела человека является его тесное переплетение с телом ментальным. При этом высшие психические функции представляют собой сложные образования,
имеющие астральный компонент, сопоставимый с содержанием натуральной функции, и компонент ментальный, представляющий собой продукт интериоризации системы значений, опосредующий натуральные функции.

Рассматривая астральное тело как субстрат натуральных психических функций, опосредованный ментальными структурами, мы можем поставить вопрос о соответствии различных видов мышления иноматериальным структурам. Традиционно [?Хрестоматия по общей психологии. Психология мышления] в психологии выделяется три вида мышления: наглядно-действенное, наглядно-образное и словесно-логическое.

Наглядно-действенным мышлением, называется форма мыслительного процесса, опирающаяся на образы восприятия, и сопровождающееся непосредственным взаимодействием с предметом мышления. Данный вид мышлениия представляет собой первую стадию развития мышления, предполагающую решение задач исключительно при воздействии объекта мышления на органы восприятия и сопровождающуюся манипулированием с объектами.

Наглядно-действенное мышление, предполагающее непосредственное манипулирование с объектом, можно рассматривать, на наш взгляд, как функцию астрального тела. Основанием для приписывания астральному телу данной функции может служить описанный выше подход, предлагаемый Рамачаракой. Рассматривая астральное тело как инстинктивный ум, обеспечивающий осуществление автоматических реакций, мы можем говорить об астральном теле как о субстрате данного вида мышления[3].

Наглядно-образное мышление представляет собой следующую стадию развития мыслительного процесса. Особенностью наглядно-образного мышления является его способность оперировать с объектами, не находящимися в зоне восприятия. Опорой для наглядно-образного мышления служат образы восприятия и представления. Решение интеллектуальной задачи сопровождается манипулированием с образами представления, и может не сопровождаться действиями во внешнем мире.

Рассматривая наглядно-образное мышление животных как натуральную психическую функцию, мы можем говорить о его соответствии астральному плану, рассматриваемому как область визуализаций. Однако рассматривая вопрос об отнесённости наглядно-образного мышления к иноматериальным структурам, следует отметить его тесную взаимосвязь с другими видами мышления. Так, Р. Арнхейм [Арнхейм, Р. Визуальное мышление] отмечает, что решение интеллектуальных задач, предполагающих оперирование с отвлечёнными признаками объектов, может осуществляться посредством оперирования со зрительными образами. В качестве примера автор приводит решение интеллектуальной задачи, требующей прибавить полчаса к текущему времени. Данная задача может быть решена двумя способами: путём совершения арифметических операций или посредством визуализации циферблата.

Данный пример показывает, что наглядно-образное мышление может осуществляться как в форме непосредственного оперирования с наглядно воспринимаемыми свойствами предметов, так и в форме визуальной презентации свойств объектов. Если рассматривать в качестве области визуализаций астральный план, мы можем рассматривать наглядно-образное оперирование с понятиями как форму взаимодействия астрального и ментального тел. Астральный план как область визуализаций в данном случае опосредуется системой значений, представленной на ментальном уровне.

Вместе с тем следует отметить, что мышление на ментальном плане также может осуществляться в наглядно-образной форме. А. Безант указывает, что на ментальном плане возможна коммуникация посредством световых импульсов. На цветовую коммуникацию указывает также Д. Андреев [Роза мира], описывая общение духов в затомисах – высших небесных слоях метакультур.

Наконец, словесно-логическое мышление, представляющее собой форму мышления, осуществляемую при помощи логического оперирования с понятиями, является функцией ментального тела[4].

Рассмотрение ментального тела как системы значений, опосредующей астральный план, позволяет нам говорить о психосемантическом подходе к описанию иноматериальных структур. Рассматривая астральный план вслед за как область визуализаций, мы можем провести параллель между положением о ментальной опосредованности астрального плана и концепцией образа мира, предложенной А. Н. Леонтьевым [Леонтьев, А. Н. Образ мира]. Рассматривая структуру образа мира, А.Н. Леонтьев говорит о системе значений как о пятом квазиизмерении, пронизывающем пространственно-временной континуум.

Реализация психосемантического подхода предполагает постановку вопроса о формах значений, соответствующих различным иноматериальным структурам. В рамках данного подхода мы для начала рассмотрим смысловые структуры, выделяемые Д. А. Леонтьевым в рамках психологии смысла.

Д. А. Леонтьев [] говорит о личностном смысле как о смысловом образовании, презентующем жизненный смысл отражаемого объекта с помощью эмоциональной окраски образов, а также их трансформаций. Рассматривая трансформации образа мира, обусловленные личностным смыслом, Д. А. Леонтьев выделяет четыре их вида. Трансформация пространственных измерений проявляется в искажении пространственных характеристик действительности под влиянием личностного смысла. Трансформация временных параметров проявляется в зависимости оценки длительности временного интервала от видов деятельности, осуществляемых на этом интервале. Примером трансформации каузальных отношений может служить, например, феномен каузальной атрибуции, описанный Хеккаузеном. Наконец, трансформация вероятностных характеристик действительности проявляется в том, что значимым событиям приписывается бо’льшая вероятность.

Рассматривая феномен личностного смысла с точки зрения его соотнесённости с астральным и ментальным планами, мы можем говорить о том, что личностный смысл представляет собой астроментальное образование, проявляющееся в астральном плане в форме субъективных искажений картины мира или эмоционального окрашивания объектов. Формами проявления личностного смысла в ментальном плане являются искажения процесса мышления, следствием которых, в свою очередь, являются искажения вероятностных характеристик отражаемых явлений, а также искаженное восприятие причинно-следственных связей.

Рассматривая другие смысловые образования, выделяемые Д. А. Леонтьевым, мы также можем говорить об их астроментальном характере. Смысловые установки, проявляющиеся
в предрасположенности субъекта к выполнению какой-либо деятельности, представляют собой смысловые структуры, о большей степени принадлежащие плану астральному.

Смысловые диспозиции, представляющие собой отношения к объектам, значимым независимо от выполняемой деятельности, включают когнитивный компонент, отражающий знание об объекте, и компонент аффективный, отражающий эмоциональное отношение. Подобная структура позволяет рассматривать их как астроментальные структуры.

Рассматривая вопрос о локализации мотивационных образований, необходимо коснуться определения мотива в концепции А. Н. Леонтьева. А. Н. Леонтьев [Потребности, мотивы, эмоции] говорит о мотиве как об опредмеченной потребности. По Леонтьеву, потребность становится мотивом тогда, когда находит удовлетворение в некотором предмете, определяемом социальной средой субъекта. Данный подход позволяет говорить о мотивах как о структурах, имеющих изначально астральную природу, но приобретающих в социальной среде астроментальный характер.

К мыслеформам, участвующим в совершении логических операций, могут быть отнесены, на наш взгляд, личностные конструкты. Конструкты представляют собой категориальные шкалы, оценивающие объект по какому либо параметру, следствием чего является приписывание оцененному объекту личностного смысла [Леонтьев, Д. А. Психология смысла]. Такие логические операции, как, например, сравнение или обобщения предполагают выделение существенных признаков объекта, для чего необходима его категоризация по определённому параметру.

Поскольку ментальное тело находится в тесном взаимодействии с другими структурами метаорганизма, процесс логического мышления может отражать формы значений, принадлежащие супраментальным структурам. Р. Штайнер [Штайнер, Р. Теософия] рассматривает ментальные образования как «преходящие формы проявления вечной Истины».


Magna et veritas, et praevalebit
 
  • Страница 1 из 1
  • 1
Поиск:


| Death Corp © 2024  |