Искусственный, или гипнотический, сон во многом сходен со сном естественным, и только сопровождающие его явления, глубина и происхождение отличают его от последнего. Можно, без ущерба для истины, принять четыре фазы таких состояний, а именно:
Первая фаза. — Легкий сон, сопровождающийся смыканием век и ощущением тяжести всех членов. Сознание, мысль и память остаются в этой фазе ясными.
Вторая фаза. -— Глубокий сон и постепенное отвердение тела. Появление легкой анестезии. Сознание мутнеет, и двигательные центры повинуются с большим трудом.
Третья фаза. — Состояние каталептическое, когда все тело становится одеревенелым. На болевые ощущения реакции нет. Тело может сохранять любое положение, в которое его поставит оператор.
Четвертая фаза. — Состояние сомнамбулическое, в котором проявляются функции сверхсознания. Феномены: ясновидения, телепатии, частичной экстериоризации определяют его.
Эта последовательность может нарушаться, и первая стадия легкого сна не всегда обязательна, так как многие объекты, в зависимости от своей сенсетивности, иногда сразу впадают в каталепсию или в сомнамбулизм.
Приемы, которыми обычно вызывают гипнотическое состояние, следует разграничить следующими подразделениями, сообразно с причинами, играющими в них главную роль: 1) механические методы, в которых на объекта действуют посредством физического фактора, как, например, свет, звук и пр., о чем будет говориться ниже 2) магнетические методы, в которых главную роль играет животный магнетизм 3) психические методы, с применением внушения и. воздействия на волю объекта, и, наконец, 4) метод "индуктированного сна”, в котором объект, находящийся в раппорте с оператором, воспринимает функции организма последнего.
Необходимо заметить, что предпочтительнее и продуктивнее всех остальных методов является соединение магнетического метода с психическим, а в случаях, когда мы имеем дело с субъектом чрезвычайной нервности, или при условиях, для гипнотизации неприятных, полезно применить метод индуктивного гипноза. Последний метод доступен лишь лицам, достаточно тренировавшим свой собственный организм и хорошо знакомым с практикой гипнотизма.
При соблюдении тех же внешних условий можно погрузить объекта в гипнотический сон посредством внезапной вспышки магния перед лицом объекта. Необходимо только, чтобы вспышка произошла или сзади него, или непосредственно перед глазами на расстоянии, не превышающем 2 аршин.
Луч электрического света, направленный рефлектором в лицо и глаза, также вызывает усыпление.
Кроме тишины, в этих случаях нербходимо создать темноту или же полумрак.
Гораздо медленнее, но зато спокойнее, объект погружается в легкий гипнотический сон, если его слух непрерывно раздражается каким-либо монотонным звуком. Часто тиканье маятника, метронома, или повторение одной и той же мелодии на маленьком музыкальном ящичке полезно при опытах механической гипнотизации.
В первых приемах гипноз наступает благодаря мгновенному и сильному раздражению одного из органов чувств. Нервы этого органа приходят в такое сильное возбуждение, что сосредоточивают на себе все внимание объекта на довольно продолжительное время и тем самым лишают его возможности проявлять свою жизнедеятельность внешними способами: остальные функции как бы замирают на время и приводят организм в состояние, подобное сну.
В тех случаях, когда применяется однообразный шум, органы чувств постепенно замирают, а одно из них продолжает функционировать, утомляет объекта и погружает его в сон. Заставляя объекта сосредоточить внимание на блестящей точке и тем самым раздражая одни только зрительные нервы, лишив его всяких иных воздействий, мы так же достигнем состояния гипноза.
Последний способ нашел себе самое широкое распространение среди современных гипнотизеров и врачей, так как является наиболее удобным из всех механических приемов. Для того, чтобы найти лучший метод для сосредоточения зрения объекта на одной точке, было испробовано несколько способов и предметов.
В древности часто употребляли для гипнотизации драгоценные камни, вроде алмаза, пользуясь их ослепительной игрой и блеском. В настоящее время доступно почти всем устроить для этой цели палочку, на конце которой вделан хризолит или топаз; игра камней действует сильнее блеска металлического шарика.
В новейшее время для механической гипнотизации стали прибегать к помощи небольшого прибора, состоящего из приводимой в движение часовым механизмом вертикальной оси, на конце которой укрепляют металлический шарик; снизу шарика прикреплена горизонтально тонкая пластина около 2 арш. длины, на концах которой помещены такие же шарики.
Когда механизм приводят в движение, то вращающаяся на оси пластинка, с шариком в центре, образует сплошной круг. Объекта заставляют фиксировать центр, и, как показали опыты, сон наступает не более чем через 10 минут. Быстрому усыплению способствует прибор двойного воздействия. С одной стороны — блестящий центр, а с другой — однообразный звук, издаваемый механизмом.
Вышеуказанными способами применения на практике звука и света, для механического гипнотизирования, можно ограничиться.
Перейдем теперь к гипнозу посредством искусственного магнита.
В основу этого метода положен принцип магнетизма, гласящий, что соединение разноименных полюсов успокаивает организм, а одноименных, наоборот — раздражает.
Пользуясь искусственным стальным магнитом в виде бруска, как орудием воздействия на некоторые специальные центры, можно вызывать явление гипнотического сна.
Рассматривая организмы мужчины и женщины в отдельности, как величины самостоятельные, функционирующие вне андрогенического закона, можно заметить, что те центры, которые были отрицательными в примере полового флюидического обмена, становятся вне его скорее положительными, нежели отрицательными.
Так, например, середина лба у мужчины станет положительной, и, приближая к ней, отрицательный полюс магнита, мы добьемся гипнотического сна.
Действуя же на затылок мужчины положительным полюсом магнитного бруска, мы достигнем того же результата.
На солнечное сплетение мужчины следует действовать отрицательным полюсом.
К женщине этот способ мы будем применять в обратном порядке.
Кроме вышеупомянутых центров, гипногенными могут быть руки и ноги, причем полярность располагается так: правая ладонь положительна, тыльная сторона отрицательна, левая ладонь отрицательна и тыльная сторона положительна.
В отношении конечностей полярность у мужчин и женщин одинакова.
Для гипнотизации следует прикладывать или же держать вблизи вышеуказанных частей обратный по наименованию полюс магнита.
Сенсетивы могут быть усыплены таким способом через 5—10 минут; лица же не сенсетивные — в зависимости от общего состояния организма во время опыта. Когда достигнуто пассивное состояние, то усыпление идет так же быстро, как и у сенсетивов.
Таковы, в общих чертах, физические методы гипнотизации; следующий метод носит название магнетического.
Магнетический метод основан отчасти на андрогеническом законе, когда лица, участвующие в процессе гипнотизации - различных полов, и на законе общей полярности, когда оперируют лица одного пола.
Опыт заключает в себе три фазы.
Первая фаза -— приведение объекта в пассивное состояние.
Вторая фаза — установка раппорта, который достигается путем сближения разноименных полюсов рук экспериментатора и объекта и направлением потока флюида, согласно андрогеническому закону.
В тех случаях, когда объект не оказывает явного сопротивления, раппорт устанавливается быстро.
Затем, экспериментатору предоставляется задача влиять на полюсы объекта положительными полюсами своего тела, с наивысшей интенсивностью.
Усадив объекта в наиболее удобную позу, кладут его руки на колени слегка раздвинутых ног и, поместясь напротив него, сосредоточиваются на центрах своих излучений, непрерывно посылая их на соответствующие центры объекта.
Можно действовать также одной правой рукой, кладя ее на лоб или солнечное сплетение объекта, который постепенно начнет чувствовать приятную теплоту и оцепенение во всем теле, тяжесть в веках и под бровями и вскоре погрузится в сон.
Наибольшим успехом пользуется гипнотизирование пассами, направленными от темени вдоль всего тела, вплоть до ступней, но оно заключает в себе то существенное неудобство, что объект постоянно рассеивается, следя за движениями рук и, даже при закрытых глазах старается по легкому шелесту платья экспериментатора, угадать место, на котором в данный момент находятся его руки, а потому можем, на основании опыта многих лиц, рекомендовать пользоваться ими не для усыпления, а для пробуждения объекта.
Пассы бывают полезные для постепенного пробуждения и устраняют неприятный толчок, который происходит во время пробуждения дуновением в лицо.
Пробудительные пассы начинаются от ступни и ведут до темени, после чего откидывают руки на себя и повторяют движение снова.
Психический метод. Установив в начале опыта магнетический раппорт, переходят одновременно к раппорту психическому. Начинают с того, что посылают объекту мысль о спокойствии, о расположении и симпатии к экспериментатору и проч.
Затем приступают к мысленному внушению гипнотического характера.
Стараются породить в мозгу объекта мысль о том, что тело его тяжелеет, что его клонит ко сну, глаза слипаются, на лбу чувствуется так называемый "навес”, — и что борьба со сном для него невозможна.
Мысли должны посылаться в повелительной форме, не терпящей возражений.
Внушение каждого представления надо располагать в логической последовательности одно за другим и останавливаться на каждом некоторое время, чтобы объект его усвоил.
Во время внушения, или лучше перед ним, добиться полного волевого подчинения со стороны объекта и держать его в этом состоянии в течение всего опыта. Магнетический раппорт много способствует этому.
Первые опыты гипнотизации объекта, еще ни разу не бывшего под гипнозом, рекомендуется сопровождать с мысленным внушением, так как внимание его не будет отвлекаться, следя за речью.
Получив хорошие результаты, можно переходить к словесному внушению и располагать его так же, как и мысленное, говоря твердым голосом, спокойно, повелительно и с твердой верой в успех.